Борьба с коррупцией
25.09.2015
Конвенция ООН против коррупции была принята Генеральной Ассамблеей ООН и представляет собой фундаментальный многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции и предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением. В Конвенции отмечено, что коррупция подрывает развитие, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности.
Конвенция ООН против коррупции была принята Генеральной Ассамблеей ООН и представляет собой фундаментальный многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции и предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением. В Конвенции отмечено, что коррупция подрывает развитие, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности.
Конвенция была открыта для подписания 9 декабря 2003 года в Мериде (Мексика) на Политической конференции высокого уровня, созванной специально для этой цели. День начала конференции был объявлен Международным днем борьбы с коррупцией. Стоит отметить, что Россия в числе первых подписала Конвенцию 9 декабря 2003 года и ратифицировала ее в 2006 году (третьей среди стран «Большой восьмерки»). Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. С 1 января 2013 года служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, если сумма такой сделки превышает общий доход данного лица и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Следует отметить, что законодательством не предусмотрена возможность служащего представить уточненные сведения о расходах, в связи с этим, представленные работодателю сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности являются основанием для осуществления проверки, по итогам которой может приниматься решение о необходимости контроля за расходами. Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 230-ФЗ в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, то материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, работодатель служащего в трехдневный срок должен направить в органы прокуратуры Российской Федерации для рассмотрения вопроса об обращении такого имущества в государственную собственность. Следует отметить, что несоблюдение служащим ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов влечет его увольнение в связи с утратой доверия по инициативе работодателя. Такие основания установлены пунктом 7.1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Наряду с дисциплинарной ответственностью, действующим законодательства установлена также административная и уголовная ответственность должностных лиц, нарушающих требования к служебному поведению. Для обеспечения ответственности юридических лиц в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены масштабные изменения. В частности, введена статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», предусматривающая высокие штрафы (не менее 1 млн. рублей) и обязательную во всех случаях конфискацию предмета правонарушения. Широко определен и сам предмет правонарушения: помимо денег, ценных бумаг, иного имущества, в него входят также услуги имущественного характера и имущественные права. Совершенным признается правонарушение не только в случае состоявшейся передачи его предмета, но и при обещании или предложении его передачи. За незаконное вознаграждение от имени юридического лица установлен максимальный для административных правонарушений шестилетний срок давности привлечения к ответственности, что обеспечивает требование об установлении сроков, достаточных для расследования и наказания виновных лиц. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, являются должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Актуализация законодательства о противодействии коррупции повлекла и коррекцию уголовного законодательства. Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ внесен ряд важных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Так, статья 204 ("Коммерческий подкуп"), статья 290 ("Получение взятки"), статья 291 ("Дача взятки") представлены в новой редакции. Уголовный Кодекс РФ дополнен статьей 291.1 ("Посредничество во взяточничестве"). Затем Федеральными законами от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» и от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнительно уточнены санкции и квалифицирующие признаки вышеуказанных составов преступлений. Эти статьи дополнены указанием на новые отягчающие обстоятельства, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Несоответствие количества выявляемых коррупционных преступлений реальному уровню распространения коррупции свидетельствует о наличии проблем в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые законом наделены полномочия¬ми фиксировать и пресекать коррупционные преступления в момент их совер¬шения. В этой связи в феврале текущего года при Белокалитвинском городском прокуроре состоялось координационное совещание по вопросам выявления преступлений указанной категории, взаимодействия по обмену информацией, выявления в различных отраслях деятельности государственных и муниципальных органов искусственно созданных административных барьеров, способствующих коррупционным правонарушениям и преступлениям. Итоги совместной работы будут подведены в июле текущего года. Наряду с осуществлением надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов района, Белокалитвинская городская прокуратура осуществляет надзор за исполнением федерального законодательства в сфере противодействия коррупции. Старший помощник Белокалитвинского городского прокурора советник юстиции Е.Н. Андронова |